avstro-vengriya

«Эрцгерцог Карл»

Корабль «Эрцгерцог Карл» — один из трех последних австрийских додредноутов. Во время Первой Мировой войны он нес службу на Адриатике, а после войны, в 1919 году, был захвачен Югославией. В 1920 он был передан Франции и продан на слом. На этом броненосце артиллерия вспомогательного калибра впервые была установлена в башнях с электроприводом. «Эрцгерцог Карл» и однотипные с ним «Эрцгерцог Фердинанд Макс» и «Эрцгерцог Фридрих» к моменту завершения строительства в 1906—10 годах уже морально устарели. «Эрцгерцог Карл» был назван в честь эрцгерцога Карла (1771—1847), командовавшего австрийской армией в наполеоновских войнах. «Фридрих» достался Британии, а «Фердинанд Макс» тоже был передан Франции.

  • Страна: Австрия
  • Экипаж: 700
  • Водоизмещение: 10640 т
  • Размерения: 126,2×21,7×7,5
  • Запас хода: 7400 км (4000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 210 мм (8,4″) пояс, 240 мм (9,45″) башни, 55 мм палуба
  • Вооружение: четыре 240-мм (9,45″) и двенадцать 190-мм (7,5″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения
  • Скорость: 20,5 узла

«Саламандер»

Корабль «Саламандер» стал первым австрийским броненосцем. Он был заложен в 1861 году и завершен постройкой в 1862 году, что является едва ли не рекордом быстроты строительства броненосцев. «Саламандер» представлял собой деревянный батарейный корабль с броневым поясом по всей длине корпуса, поднятым в районе фок-мачты для защиты батареи. В 1869—70 годах броненосец подвергся модернизации и перевооружению, получив дополнительные паруса. Исключенный из состава флота в 1883 году, он использовался в качестве минного склада вплоть до разборки в 1896 году. Другим кораблем этого типа был «Драхе» («Дракон»), завершенный в ноябре 1862 года. Как и головной корабль, в 1866 году он участвовал в битве у Лиссы, где получил некоторые повреждения. В 1867—68 годах «Драхе» был модернизирован и перевооружен, исключен из состава флота в 1875 году и разобран в 1883 году. Корабли данной серии были созданы в ответ на заказанные Сардинией железные броненосные корветы типа «Формидабиле», которые первоначально проектировались как плавучие батареи.

  • Страна: Австрия
  • Экипаж: 346
  • Водоизмещение: 3075 т
  • Размерения: 62,8×13,9×6,3
  • Запас хода: 2780 км (1500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 112 мм (4,4″) пояс
  • Вооружение: четырнадцать 150-мм (5,9″) и столько же 68-фунтовых орудий
  • Силовая установка: одновальная паровая машина низкого давления
  • Скорость: 11 узлов

«Арпад»

Корабль «Арпад» проектировался как малый броненосец, предназначенный для службы в Адриатике. Корабль был хорошо бронирован, но его артиллерия главного калибра была чересчур слабой — хотя по количеству и мощи пушек среднего калибра он превосходил большинство тогдашних броненосцев. «Арпад» являлся одним из первых в мире кораблей с электрическим приводом башен главного калибра, подъемников и вентиляторов. Он относился к додредноутам серии «Габсбург» и получил свое имя в честь мадьярской королевской династии. Спущенный на воду в 1899 г. и завершенный строительством в 1903 году, «Арпад» в 1911—12 гг. прошел модернизацию. В конце Первой Мировой войны он использовался как учебное судно, в 1918 г. был интернирован в Пола, а в 1921 году сдан на слом в Италии.

  • Страна: Австро-Венгрия
  • Экипаж: 638
  • Водоизмещение: 8965 т
  • Размерения: 114,5×19,9×7,5
  • Запас хода: 6670 км (3600 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 220 мм пояс, 280 мм башни и центральный каземат, 66 мм палуба
  • Вооружение: 3 240-мм (9,5″) орудия, 12 150-мм орудий, 2 торпедных аппарата
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 11900 л.с.
  • Скорость: 19,6 узла, в открытом море 18 узлов

«Кустоцца»

Броненосец «Кустоцца» был вторым австрийским кораблем с железным корпусом. Этот корабль был спроектирован с расчетом на эффективное применение массивного железного тарана; кроме того, он представлял собой один из крупнейших батарейных броненосцев своего времени. «Кустоцца» был спущен на воду в августе 1872 г. В 1877 году его парусное вооружение сократили, а в начале 1880-х «Кустоццу» довооружили мелкокалиберной артиллерией и тремя 350-мм (13,8”) торпедными аппаратами. В 1914 году броненосец был переоборудован в плавучую казарму, а в 1920 передан Италии в счет репараций и вскоре разобран на металл.

  • Страна: Австро-Венгрия
  • Экипаж: 548
  • Водоизмещение: 7100 т
  • Размерения: 92×17,6×7,5
  • Запас хода: 3000 км (1620 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 203 мм (8″) пояс, 178 мм (7″) казематы, 35 мм палуба
  • Вооружение: восемь 260-мм (10,2”), шесть 90-мм (3,5″) орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная компаунд-машина мощностью 4400 л.с.
  • Скорость: 13,7 узла

«Эрцгерцог Альбрехт»

Первым железным кораблем австро-венгерского флота был «Эрцгерцог Альбрехт». В его конструкции скорость и вооружение были принесены в жертву бронированию. Спущенный на воду в 1872 году, броненосец находился в строю до 1908 года, когда его переименовали в «Фойршпеер» и сделали учебным кораблем. В 1920 году корабль был передан Италии в счет репарации и переименован в «Буттафуако Кустоцца». Разобрали на металл его только в 1946 году. Свое первое название корабль получил в честь австрийского фельдмаршала эрцгерцога Альбрехта (1817—1895). Помимо крупных австрийских кораблей, странам Антанты по репарациям были переданы 50 подводных лодок, построенных австрийцами между 1910 и 1918 годами, а прочие корабли разоружены.

  • Страна: Австро-Венгрия
  • Экипаж: 540
  • Водоизмещение: 5980 т
  • Размерения: 89,6x17x6,7
  • Запас хода: 4290 км (2320 миль) при 10 узлох
  • Бронирование: 203 мм (8 ) пояс, 178 мм (7 )коземат
  • Вооружение: восемь 240-мм (9,5 ) орудий
  • Силояпя уяяноисд: одновальная двухцилиндровая горизонтальная паровая машина
  • Скорость: 12,8 узла

«Габсбург»

Корабль «Габсбург» оказался в числе первых трех настоящих , океанских броненосцев после 1878 года, когда на воду был спущен «Тегетхоф». «Габсбург», спущенный на воду в 1900 году, в дальнейшем подвергся реконструкции, в 1910—11 годах с него сняли надстройку. К этому времени Австрия начала ускоренными темпами развивать свой флот, но строительству новых кораблей сильно мешал недостаток финансирования. Тем не менее, перед Первой Мировой войной австрийский флот имел двух сильных сторонников — эрцгерцога Франца-Фердинанда и командующего флотом адмирала Монтекукколи. Именно по инициативе адмирала в 1911 году началась постройка первой и последней серии австрийских дредноутов, причем правительство одобрило ее уже после того как корабли были заложены. После Первой Мировой все три броненосца этого типа («Габсбург», «Арпад» и «Бранденбург») были переданы Великобритании и пущены под пресс в 1921 году.

  • Страна: Австро-Венгрия
  • Экипаж: 638
  • Водоизмещение: 8250 т (полное)
  • Размерения: 114,5×19,8×7,4
  • Запас хода: 6670 км (3600 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 220—180 мм пояс, 210— 152 мм барбеты и башни, до 66 мм палуба
  • Вооружение: три 240-мм (9,4й) и двенадцать 150-мм (5,9″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 15000л.с.
  • Скорость: 19,6 узла

«Кайзер» (Австрия)

Австрия была, в основном, сухопутной державой и имела выход лишь к Адриатическому морю, поэтому ее флот всегда финансировался по остаточному принципу. Постоянная нехватка денежных средств приводила к тому, что корабли австрийского флота оказывались менее мощными, чем корабли ведущих морских держав, и часто устаревали уже к моменту вступления в строй. «Кайзер» — типичный пример скаредного финансирования флота. Изначально «Кайзер» был деревянным двухдечным линейным кораблем. В 1866 году он участвовал в битве при Лиссе, где получил некоторые повреждения. Из-за недостатка средств на постройку нового корабля поврежденный «Кайзер» в 1869 году был превращен в батарейный броненосец. Когда в 1874 году корабль вновь вернулся в состав флота, надводная часть его корпуса была полностью перестроена. В 1882—85 годах корабль неоднократно перевооружали. С 1902 по 1918 годы «Кайзер» служил плавучей казармой и был окончательно разобран в 1920 году.

  • Страна: Австро-Венгрия
  • Экипаж: 471
  • Водоизмещение: 5720 т
  • Размерения: 77,7×17,7×7,3
  • Запас хода: 2780 км (1500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 152—102-мм (6—4″) чугунный пояс, 127-мм (5 ) казематы
  • Вооружение: десять 229-мм (9″) дульнозарядных орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная компаунд-машина
  • Скорость: 11,5 узла

«Кайзер Макс»

Корабль «Кайзер Макс» входил в серию из трех броненосцев, построенных для австрийского флота. Эти корабли представляли собой улучшенную версию предыдущей серии, на них поставили более мощные машины и установили большее число орудий. Через несколько лет эксплуатации обнаружилось, что корпус «Кайзера Макса» заржавел. После этого силовую установку с корабля сняли и поставили на железный казематный броненосец с тем же именем, в результате чего все перестройки обошлись в три раза дороже нового корабля. В 1878 году старый корпус был сломан. Другие корабли этой серии назывались «Хуан Австрийский» и «Принц Евгений», и мореходность всех трех броненосцев оставляла желать лучшего. Отрицательным образом на программе строительства этих кораблей сказался недостаток финансирования. К примеру, «Хуан Австрийский» принимал участие в битве при Лиссе, когда на нем еще не закончили установку брони. Так что победу в этом сражении австрийского флота над итальянским можно назвать поистине чудом.

  • Страна: Австро-Венгрия
  • Экипаж: 420
  • Водоизмещение: 3550 т
  • Размерения: 75,9×15,3×6,2
  • Запас хода: 3700 км (2000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 203-мм (8″) пояс, 125-мм каземат
  • Вооружение: восемь 210-мм и шесть 90-мм орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная компаунд-машина мощностью 2755 л.с.
  • Скорость: 13 узлов

«Тегетхоф»

Спущенный на воду в 1878 году и завершенный постройкой в 1881 году, «Тегетхоф» стал последним австрийским батарейным броненосцем и крупнейшим кораблем, построенным для австрийского флота. Свое название корабль получил в честь адмирала Вильгельма фон Тегетхофа, победителя у Лиссы. В 1897 году броненосец стал плавучей батареей в Пола, а в 1912 году был переименован в «Марс». В 1918 году по репарациям он был передан Италии, после чего в 1920 году разобран. В конце XIX века, после периода упадка, австрийский флот вновь переживал расцвет, начавшийся в 1893 году с постройки броненосцев второго класса типа «Монарх». Через шесть лет был заложен головной корабль типа «Габсбург». Новое строительство сначала шло нарастающими темпами, но вскоре замедлилось из-за недостатка финансирования. Кроме того, нехватка должного опыта у работников верфей отрицательно сказывалась на качестве строящихся кораблей.

  • Страна: Австро-Венгрия
  • Экипаж: 575
  • Водоизмещение: 7390 т
  • Размерения: 87,5×19,4×7,6
  • Запас хода: 6100 км (3300 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 356 /им (14″) пояс и казематы, до 75 мм палуба
  • Вооружение: шесть 240-мм и пять 150-мм орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина мощностью 9000 л.с.
  • Скорость: 15,5 узлов

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г