Espana

«Арапилес»

Первоначально «Арапилес» строился как деревянный паровой фрегат, но уже на стапеле проект был изменен и корабль достраивался как броненосец с поясом по ватерлинии (пояс добавил к водоизмещению еще 200 тонн). В 1873 году «Арапилес» сел на мель у берегов Венесуэлы и был отправлен для ремонта в Нью-Йорк. В это время американо-испанские отношения осложнились из-за того, что испанские крейсера захватили у берегов Кубы американский пароход «Вирджиниус». До окончания кризиса «Арапилес» так и не смог покинуть док; впоследствии дальнейший ремонт был признан нецелесообразным из-за плохого состояния деревянного корпуса. Корабль был назван в честь местности под Саламанкой, где в 1812 году произошло сражение, в котором герцог Веллингтон разгромил французов.

  • Страна: Испания
  • Экипаж: 350
  • Водоизмещение: 5700 т
  • Размерения: 85,4×16,5×8,1
  • Запас хода: неизвестен
  • Бронирование: пояс 120—110-мм
  • Вооружение: два 254-мм (10″), пять 203-мм (8″) и десять 200-мм дульнозарядных нарезных орудий
  • Силовая установка: паровая машина мощностью 4000 л.с.
  • Скорость: 12 узлов

«Дедало»

Американский авианосец «Кэбот» был заложен в 1942 году как крейсер, но уже во время строительства переделан в авианосец класса «Индепенденс». После Второй Мировой войны он был списан в резерв, а в 1967 арендован Испанией; в 1972 году Испания выкупила корабль и переименовала в «Дедало». Стандартный состав авиагруппы авианосца — четыре звена: одно из восьми самолетов вертикального взлета/посадки «Матадор» («Харриер»), одно из четырех противолодочных вертолетов «Си Кинг», одно из четырех вертолетов ПЛО/электронной борьбы «Агуста-Белл-212» и одно из четырех вертолетов огневой поддержки (к примеру, ударных машин AH-1G для поддежки десантных операций). Максимальное количество авиазвеньев, принимаемых авианосцем, — 7. «Дедало» оставался в боевом составе испанского флота до появления нового авианосца «Принсипе де Астуриас».

  • Страна: Испания
  • Экипаж: 1112
  • Водоизмещение: 11000 т
  • Размерения: 190,0×21,8×7,9
  • Запас хода: 13500 км (7500 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 127 мм (5″) пояс
  • Вооружение: шестнадцать 40-мм (1,6″) зенитных автоматов, сорок 20-мм автоматов, семь самолетов ВВП, 20 вертолетов
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 100000 л.с.
  • Скорость: 30 узлов

«Эспанья»

Корабль «Эспанья» и два однотипных с ней корабля сочетали вооружение дредноута с водоизмещением додредноутов. В 1923 году «Эспанья» в тумане налетела на камни у побережья Марокко, спасательные работы окончились неудачей. В 1931 году (Однотипный с ней «Альфонсо ХIII» получил ее имя; в 1937 он подорвался на мине и тоже погиб. Серия линкоров «Эспанья» строилась в Испании при технической поддержкой Британии. Эти линкоры несли четыре двухорудийных башни, одну трубу и две трехопорные мачты. Строительство последнего из них, «Хайме I», задержалось из-за Первой Мирвой войны до 1921 года. Этот корабль погиб от взрыва на борту в гавани Картахены в июне 1937 года, унеся с собой 300 жизней.

  • Страна: Испания
  • Экипаж: 845
  • Водоизмещение: 15400 т
  • Размерения: 140x24x7,8
  • Запас хода: 9000 км (5000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 203—75 мм (8—3″) пояс, 203 мм (8я) башни, 254 мм барбеты, 75 мм (3″) батарея и 38 мм палуба
  • Вооружение: восемь 305-мм (12″) и двадцать 102-мм (4 я) орудий
  • Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 15500 л.с.
  • Скорость: 19,5 узла

«Пелайо»

Спущенный на воду в 1887 году, «Пелайо» на протяжении более 20 лет оставался самым мощным кораблем Испании. Построен он был во Франции по проекту инженера Лагана, одного из ведущих кораблестроителей мира. Конструктивно корабль повторял французский броненосец «Марсо», но имел несколько более длинный и широкий корпус с уменьшенной осадкой, для того чтобы иметь возможность проходить Суэцким каналом. В 1897 году «Пелайо» был перестроен, на него установили новые котлы и бронирование центральной батареи. В 1898 году перед началом испано-американской войны он направлялся в составе испанской эскадры на Филиппины, но был задержан в Порт-Саиде и отозван после завершения конфликта. Небольшая война с США стоила Испании всей ее тихоокеанской эскадры, полностью уничтоженной в Манильской бухте, и карибской эскадры, разбитой в коротком сражении. Она пыталась прорваться из блокированного кубинского порта Сантьяго и была целиком потоплена поджидавшими у выхода из бухты американскими кораблями. «Пелайо» был исключен из состава флота только в 1925 году.

  • Страна: Испания
  • Экипаж: 520
  • Водоизмещение: 9745 т
  • Размерения: 102x20x7,5
  • Запас хода: 3300 км (1780 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 443—293 мм (17,75—11/75″) пояс, 393—293 мм (15,75—11,75″) барбеты, 70—50 мм палуба
  • Вооружение: два 320-мм (12,5”), два 280-мм (11″) и девять 140-мм орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина мощностью 9600 л.с.
  • Скорость: 16 узлов

«Витория»

Корабль «Витория», строительство которото завершилось в 1867 году, позволил Испании занять пятое место в ряду сильнейших морских держав — вслед за. Великобританией, Францией, Италией и Австрией. «Витория» представляла собой железный фрегат с бортовым расположением орудий и мощным тараном. Все его пушки находились на главной палубе. Судьба «Витории» оказалась переменчивой: в 1873 году она была захвачена инсургентами в Картахене, затем его экипаж высадился на берег в Эскомбере и корабль был захвачен английским броненосцем «Свифтшур» и германским «Фридрих Карл». Потом «Виторию» вернули испанскому правительству, а в октябре 1873 года она принимала участие в, бою с кораблями повстанцев у Картахены. В январе 1874 года «Витория» столкнуласъ с британским пароходом «Эллен Констант», который после столкновения затонул. В 1897—98 годах корабль перестроили, во Франции, установив новые скорострельные орудия. С 1900 года, и вплоть до исключения из списков флота в 1902 году «Витория» использовалась как учебное судно.

  • Страна: Испания
  • Экипаж: 500
  • Водоизмещение: 7250 т
  • Размерения: 96,3×17,3×8
  • Запас хода: 4440 км (2400 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 140 мм (5,5″) железный пояс, 127 мм (5,5″) батарея
  • Вооружение: тридцать 68-фунтовых орудии
  • Силовая установка: одна одновальная компаунд-машина
  • Скорость: 12,5 узла

«Сарагоса»

Деревянный батарейный броненосец «Сарагоса» изначально был вооружен 68-фунтовыми орудиями, но в 1885 году его перевооружили, поставив новые пушки: четыре 229-мм (9”) орудия на главной палубе, одно 180-мм (7,1”) орудие под полуютом и еще два 180-мм (7,1”) орудия в бортовых спонсонах. «Сарагоса» входила в испанскую эскадру, посланную на Кубу в 1873 году. С началом восстания на Кубе броненосец отозвали в Испанию, а в 1895 году он стал плавучей школой торпедистов. В 1899 году его списали на слом. В конце XIX века на Кубе постоянно вспыхивали беспорядки, вызываемые продажностью колониальных властей. В конце концов они привели к подъему движения за независимость острова, в значительной степени инспирированного иностранными державами, и не в последнюю очередь США. Испанские войска, при участии флота, безжалостно подавляли восстания. В конце XIX века результатом этих событий стала жестокая и кровопролитная война за независимость, перешедшая в испано-американскую войну.

  • Страна: Испания
  • Экипаж: 500
  • Водоизмещение: 5530 т
  • Размерения: 85,3×16,6×8
  • Запас хода: 3300 км (1800 миль) при 6 узлах
  • Бронирование: 127—102 мм (5—4″) пояс, 133 мм (5,25″) батарея на 660-мм деревянной подкладке
  • Вооружение: двадцать одно 68-фунтовое орудие
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина
  • Скорость: 8 узлов

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г