Уход за судном предполагает периодическую чистку от наростов и отложений. Счищаются водоросли, ил и т.д. Работы можно производить на суше, поставив яхту на стапель, или под водой. Последний вариант требует специального снаряжения и навыков. Поэтому к такому способу прибегают редко. Те, кто любит ухаживать за своим кораблем, чистят его борта самостоятельно. Проблема в том, что после процедуры, как правило, выявляется множество повреждений. Это особенно касается судов из дерева и металла.
Инструменты для очистки корпуса яхты
Для выполнения работ потребуются скребки и щетки. Металлические инструменты достаточно прочные, чтобы снять слой водорослей и грязи, оголив борт. Отличное приспособление – KARCHER для автомойки. Жесткими щетками орудуют по сухому корпусу. Железную брать не нужно, т.к. прутья повредят лакокрасочный слой, а в случае с деревянной яхтой – структуру древесины.
Нажимать на щетку или скребок нужно с силой, направленной вдоль поверхности. Избыточное давление приведет к повреждениям. Рассчитывать на то, что водоросли и ил – единственные недостатки не стоит. После того как они будут удалены, проводится ревизия с целью выявления:
- очагов коррозии, если яхта металлическая;
- гнили, если она из древесины;
- повреждений слоя лака и краски в обоих случаях.
В любом случае придется снимать слой краски, ликвидировать гниль и ржавчину, а затем наносить краску заново. Работы производятся различными методами в зависимости от материала.
Удаление краски и ржавчины с корпуса яхты
Технология разнится в зависимости от выбранного метода:
- Облущивание. Отставшую краску удаляют скребками, поддевая ее со стороны трещин и сколов. Выявив вздутие, простучите обухом по пузырю. Облущив отставшие фрагменты, образовавшиеся полости заполняют масляной замазкой, шпаклевкой или жидким деревом. Поверхность выравнивается, обрабатывается наждачной бумагой, грунтуется и окрашивается.
- Отжиг. Этот этап применим только для металлических яхт. Опасность возгорания имеется, и в этом случае (краска горит). Суть процедуры – размягчить краску и тут же ее снять скребком или шпателем, для чего потребуется помощник. Требуется опыт, чтобы не выполнить все правильно. Пламя паяльной лампы умеренное, но достаточное для размягчения.
- Травление. Сейчас продаются специальные химические составы, размягчающие краску. Чтобы правильно подобрать смесь, необходимо точно знать, чем именно покрыт корпус. Придерживаясь рекомендаций изготовителя, раствор подготавливают и наносят на поверхность. После размягчения краска легко снимается шпателем. Не нужно пытать щелочные протравляющие вещества с растворителями. Последние применяют для красок, изготовленных на основе нитроцеллюлозы, фенола и мочевины. Для масляной и спиртомасляной нужна щелочная протрава. Время размягчения указывается на упаковке.
Подготовка к покраске
Подготовительные работы заключены в заделывании трещин и стыков, образовавшихся в период эксплуатации яхты. Чаще такие повреждения встречаются у кораблей с деревянной обшивкой. Полости нужно заполнить специальным составом. Сейчас на рынке можно встретить:
- Масляные корабельные замазки;
- жидкое дерево;
- порозаполнители;
- шпаклевки и т.д.
Широкие щели прокладываются жгутом. Это необходимо, чтобы после спуска на воду, разбухшая древесина не выдавливала замазку. Пряди хлопчатобумажного шва закладываются в положении поперек шва. Сужающиеся участки запечатываются меньшим количеством волокон. Тонкие места законопачиваются жгутом, расположенным вдоль шва. Для этой работы потребуется специальная стамеска.
Шпаклевка – верхний выравнивающий слой, который наносится шпателем. Сначала она наносится движениями поперек волокон дерева. Так заделываются фактурные неровности. Следующим этапом является нанесение очередного слоя, но уже вдоль. Максимально допустимая толщина – 1 мм. после этого работы прекращают на сутки. То, что шпаклевка просохла, не означает, что она затвердела.
На следующий день можно приступать к шлифовке. Ручной метод предполагает применение наждачной бумаги, закрепленной на шлифовальном приспособлении.
Допускается применение специальной машинки с шлифовальными кругами. После приступают к окрашиванию. Но при этом нужно, чтобы на поверхности корпуса не было пыли. Ее удаляют обдувом или вытирают влажной тканью. Если пыль смывается, то поверхность должна полностью просохнуть.
Покраска
Краска наносится с распылителя или при помощи валика. Последний метод менее применим ввиду опасности появления потеков и наплывов. Кисть оставит их в любом случае, вместе с полосами от ворса. После полного высыхания наводя блеск.
Полировка потребует применения специального оборудования (машинки с кругами) и абразивных паст. Зато итог – блестящая белоснежная яхта.