severnaya-karolina

«Иводзима»

Корабль «Иводзима» — первый в серии из семи вертолетоносцев специальной конструкции. Корабли данного класса также могут брать на борт батальон морской пехоты — 2000 человек с артиллерией и транспортом. Полетная палуба корабля позволяет одновременно взлетать семи вертолетам, ангар вмещает до 20 машин. Два подъемника расположены по краям палубы и не уменьшают необходимую для взлета рабочую площадь. На борту корабля имеется 1430 литров топлива для десантных машин, а также более 88000 литров горючего для вертолетов. В 1970 году на нем была установлена пусковая установка ракет «Си Спарроу», через три года к ней добавилась вторая. «Иводзима» и однотипные с ним корабли имеют очень хороший медицинский отсек, включающий в себя операционные и большой госпиталь. Шесть других кораблей серии: «Гуадалканал», «Гуам», «Инчхон», «Окинава», «Триполи» и «Новый Орлеан».

  • Страна: США
  • Экипаж: 667 плюс 2000 десантников
  • Водоизмещение: 17000 т
  • Размерения: 183,6×25,7(32)x8
  • Запас хода: 11000 км (6000 миль) при 18 узлах
  • Бронирование: 55 мм (2″) полетная палуба
  • Вооружение: четыре двухорудийных 76-мм (3″) установки, до 32 вертолетов
  • Силовая установка: одновальная турбина мощностью 23000 л.с,
  • Скорость: 20 Узлов

«Каламазу»

Корабль «Каламазу» принадлежал к серии из четырех кораблей, которые в те времена являлись крупнейшими (после «Дандерберга» ) кораблями американского флота. Названый по имени реки в штате Мичиган, «Каламазу» представлял собой двухбашенный монитор. Помимо башен над его палубой возвышались только две массивные дымовые трубы и бронированная верхушка вентиляционной шахты. Корпус монитора защищали 152-мм (6”) броневые плиты, уложенные на 76-сантимегровую (30”) деревянную подкладку. Палуба бронировалась 76-мм (3”) плитами, положенными на 15-сантиметровый настил, а поверх нее укладывался еще один слой дерева. В результате корпус и палуба корабля действительно оказались очень прочными, однако из-за плохой просушки дерева они быстро испортились. «Каламазу» заложили в 1863 году, но после окончания Гражданской войны работы продвигались медленно. В конце концов в 1884 году все четыре корабля, так и не спущенные на воду, были отправлены на слом.

  • Страна: США
  • Экипаж: —
  • Водоизмещение: 5600 т
  • Размерения: 105x17x5,3
  • Запас хода: неизвестно
  • Бронирование: 152—75 мм (6—3″) железный борт, 381 мм (11″) башни, 76 мм палуба
  • Вооружение: четыре 381 -мм (15″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная горизонтальная паровая машина дейтсвия
  • Скорость: 11 узлов

«Кеокук»

Корабль «Кеокук» строился в Нью-Йорке, по проекту, представленному на проведенный в 1861 году конкурс на лучший проект броненосца. Этот корабль должен был противостоять мощным броненосцам Конфедерации, слухи о строительстве которых появились в то время. В числе других проектов был и знаменитый «Монитор». «Кеокук» имел бронированную рубку для командира и рулевого, расположенную по центру корабля, между двумя орудийными батареями. Орудия внутри батарей могли поворачиваться и вести огонь через три порта, расположенных под углом 90 градусов друг к другу. В 1863 году в бою возле Чарльстона «Кеокук» получил 90 попаданий и затонул на мелководье. Конфедераты подняли его 280-мм (11”) орудия, но корпус поднимать не стали. Экипаж флота Конфедерации, созданного решением Конгресса 16 марта 1861 года, изначально был очень невелик: 4 капитана, 4 старших офицера, 30 лейтенантов, 5 врачей, 5 фельдшеров, 5 казначеев и два главных инженера, плюс еще несколько других чинов.

  • Страна: США
  • Экипаж: неизвестно
  • Водоизмещение: 680 т
  • Размерения: 48,6×10,9×2,6
  • Запас хода: неизвестно
  • Бронирование: 102-мм (4″) и 25-мм (1″) стальные полосы, проложенные деревом
  • Вооружение: два 280-мм (11″) дульнозарядных орудия
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина
  • Скорость: 9 узлов

«Кирсейдж»

Корабль «Кирсейдж» начал строиться для Союза Северных штатов по программе 1861 года, в строй вступил в 1862 году и сразу же был направлен в европейские воды для поиска и уничтожения рейдера Конфедерации «Самтер», который к тому времени уничтожил значительное число коммерческих судов Союза. Наибольшим успехом «Кирсейджа» стал бой с крейсером южан «Алабама» в 1864 году. «Кирсейдж» настиг этот чрезвычайно удачливый рейдер мятежников во французском порту Шербур, где тот проходил текущий ремонт. В соответствии с международным -законодательством «Алабама» вынуждена была покинуть нейтральный порт и принять вызов. После часового боя от корабля Конфедерации, потопившего и захватившего 65 судов Союза, остался лишь пылающий остров, чудом держащийся на воде. В 1894 году «Кирсейдж» сел на мель у берегов Никарагуа, где был разграблен местным населением.

  • Страна: США
  • Экипаж: 212
  • Водоизмещение: 1490 т
  • Размерения: 60,6×10,3×4,7
  • Запас хода —
  • Бронирование: —
  • Вооружение: два 280-мм (11″) гладкоствольных и одно 105-мм (4,2″) дульнозарядное нарезное орудие, шесть 32-футовых пушек
  • Силовая установка: одновальная паровая машина
  • Скорость: 12 узлов

«Мэн»

По первоначальному проекту «Мэн», спущенный на воду в 1889 году, предполагалось оснастить тремя мачтами и полным парусным вооружением, но вскоре от этого варианта отказались, и броненосец вступил в строй с двумя составными мачтами. В январе 1898 года «Мэн» был направлен в Гавану для защиты американских интересов на Кубе, но в феврале затонул после взрыва в носовом погребе. Гибель «Мэна» была сочтена результатом диверсии испанцев, и в следующем месяце Соединенные Штаты объявили Испании войну. Остатков корабля подняли в 1912 году, и проведенное расследование показало, что причиной трагедии стал пожар в угольном бункере. Война с Испанией принесла США большие территориальные приобретения. США захватили Кубу и оккупировали ее до 1902 года, потом Америка предоставила Кубе независимость, предварительно обеспечив себе политический и финансовый контроль над этой страной. Были аннексированы также Гавайские и Филиппинские острова. Несмотря на то, что первоначально именно Филиппины считались главным призом, для подавления восстания, которое длилось три года, США пришлось заплатить еще 4000 жизнями своих солдат.

  • Страна: США
  • Экипаж: 374
  • Водоизмещение: 6682 т
  • Размерения: 97×17,4×6,6
  • Запас хода: 6670 км (3600 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 305 мм (12″) пояс, 305-мм (12″) барбеты, 203 мм (8″) башни
  • Вооружение: четыре 254-мм (10″) и шесть 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 9000 л.с.
  • Скорость: 17 узлов

«Мичиган»

Построенный в 1910 году, «Мичиган» был спроектирован раньше знаменитого «Дредноута», хотя в строй вступил позже него. В конструкции этого линкора из серии «Южная Каролина» ярко проявилось стремление проектировщиков разместить все крупные орудия по продольной оси корабля. Большая часть 76-мм (3”) противоминных пушек была сосредоточена в защищенном каземате в середине корабля, а остальные открыто стояли на верхней палубе. Решетчатые мачты на некоторое время стали характерной отличительной чертой американских линкоров. Так как паровые турбины находились еще только на стадии разработки, на кораблях серии «Южная Каролина» были установлены паровые машины тройного расширения. Между 1910 и 1916 годами «Мичиган» входил в состав Атлантического флота, а в 1917—18 годах, после вступления США в войну, использовался как корабль эскорта. В январе 1918 года во время шторма у мыса Гаттерас он потерял переднюю решетчатую мачту. В 1919 году «Мичиган» совершил два рейса из Европы в качестве войскового транспорта: перевозил возвращавшихся с войны американских солдат. В 1922 году линкор был исключен из списков флота, а в 1924 разобран в Филадельфии.

  • Страна: США
  • Экипаж: 869
  • Водоизмещение: 16000 т (17620 т полное)
  • Размерения: 138×24,5×7,5
  • Запас хода: 9000 км (5000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 305-254 мм (12-10″) пояс, 305-254 мм (12-8″) башни
  • Вооружение: восемь 305-мм (12″) орудий и двадцать две 76-мм (3″) пушки
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 16500 л.с.
  • Скорость: 18,5 узла

«Монаднок»

В 1862 году американским флотом были заказаны четыре мощных двухбашенных монитора типа «Миантономо». Как и в случае с их предшественниками, из-за спешки при постройке в наборе корпуса использовалась невыдержанная древесина, что привело к порче деревянных частей. Ранние варианты проекта предусматривали установку башен Коулза, но позже их заменили на менее эффективные, но более привычные башни конструкции Эриксона. «Монаднок» вступил в строй в 1864 году — слишком поздно для участия в Гражданской войне, поэтому его отослали на Тихоокеанское побережье. Корабли типа «Миантономо» имели приемлемую мореходность и были достаточно устойчивыми артиллерийскими платформами даже в плохую погоду. Свое название «Монаднок» получил в честь горы в Нью-Хэмпшире. Другими кораблями этой серии были «Агаментикус» (гора в штате Мэн), «Миантономо» (вождь индейского племени наррагансет) и «Тонаванда» (город в штате Нью-Йорк). Все они были исключены из списков флота и разобраны практически в одно время. «Монаднок» был сдан на слом в 1875 году.

  • Страна: США
  • Экипаж: 150
  • Водоизмещение: 3400 т
  • Размерения: 78,8x16x3,9
  • Запас хода: 2320 км (1250 миль) при 8 узлах
  • Бронирование: 254 мм (10″) башни, 127 мм (5м) корпус, 25 мм палуба
  • Вооружение: четыре 381 -мм (15й) орудия
  • Силовая установка: двухвальная шатунная паровая машина
  • Скорость: 9 узлов

«Нью Айронсайдс»

Корабль «Нью Айронсайдс» был одним из трех броненосцев, заказанных в 1861 году. Спущенный на воду в 1862 году, он имел деревянный корпус, а батарею прикрывали железные плиты, расположенные в виде сплошного пояса. Изначально корабль нес парусное вооружение барка. Хотя под флагом Союза «Нью Айронсайдс» участвовал во многих битвах Гражданской войны, его броня ни разу не была пробита. Во время этого конфликта он поочередно входил в состав Южно-Атлантической и Северо-Атлантической эскадр блокады. 8 сентября 1863 года при нападении на Форт-Молтри в броненосец попало более 50 снарядов. 5 октября 1863 у Чальсгона он подвергся атаке подводной лодки южан «Дэвид», но не получил никаких повреждений, так что команда поверила в неуязвимость своего корабля. В 1865 году в Филадельфии броненосец погиб при пожаре.

  • Страна: США
  • Экипаж: 449
  • Водоизмещение: 4210 т
  • Размерения: 70×17,5×4,8
  • Запас хода: 2780 км (1500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 112—75 мм борт, 112 алм батарея
  • Вооружение: четырнадцать 280-мм орудий, две 150-фунтавых и две 50-50-фунтовых пушки
  • Силовая установка: горизонтальная паровая машина с одним винтом
  • Скорость: 6,5 узла

«Северная Каролина»

Корабль «Северная Каролина» и однотипный с ней «Вашингтон» стали первыми американскими линкорами, построенными после денонсации Вашингтонского морского договора 1922 года. Тем не менее, первоначальный проект этих кораблей соответствовал более позднему Лондонскому соглашению, которое ограничивало максимальный калибр артиллерии линкоров 356 мм (14”). Но поскольку Япония отказалась соблюдать ограничение на главный калибр своих линейных кораблей, американцы решили установить на «Северной Каролине», спущенной на воду в 1940 году, трехорудийные башни с 406-мм (16”) орудиями. В 1945 году на линкоре было усилено зенитное вооружение — установлены девяносто шесть 40-мм (1,6”) и тридцать шесть 20-мм (0,8”) автоматов. Корабль прошел всю Тихоокеанскую кампанию, от Гуадалканала до последних рейдов на Японию. 15 сентября 1942 года у острова Эспириту-Санто он был торпедирован японской подводной лодкой 1-19, а 6 апреля 1945 года у Окинавы в линкор попал снаряд с американского корабля. В 1960 году «Северная Каролина» была исключена из списков флота, ныне она — музейное судно и находится в Уилмингтоне (штат Северная Каролина).

  • Страна: США
  • Экипаж: 2134 (в мирное время)
  • Водоизмещение: 42000 т (46770 т полное)
  • Размерения: 222x33x10,7
  • Запас хода: 32300 км (17450 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 305-165-мм (12-6,6″) пояс, 406-мм (16″) башни и 280 мм (11″) барбеты, 164—117 мм палуба
  • Вооружение: девять 406-мм (16″) орудий и двадцать 127-мм (5″) универсальных орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 121000 л.с.
  • Скорость: 28 узлов

«Орегон»

В 1889 году Конгресс США отклонил план развития флота, по которому за 15 лет следовало построить 192 новых корабля, и поэтому командованию американского флота пришлось довольствоваться тремя «мореходными броненосцами береговой «обороны». Только классифицировав корабли таким образом, флот сумел добиться от Конгресса одобрения на их постройку. Этими кораблями и стали броненосцы типа «Орегон». Для своего небольшого водоизмещения они несли слишком тяжелое вооружение и бронирование, в результате чего обладали небольшой высотой надводного борта, ограниченной мореходностью и малой скоростью. В 1898 году «Орегон» принял участие в бою при Сантьяго — главном морском сражении испано-американской войны. Некоторое время броненосец был плавучим памятником, затем в 1942 году его продали на слом, но потом выкупили и использовали как склад боеприпасов на Тихом океане. 14 ноября 1948 года сильный тайфун сорвал «Орегон» со стоянки, после чего его обнаружили лишь 8 декабря в 900 км (500 милях) от Гуама и отбуксировали обратно. В 1956 году корабль был продан на слом в Японию.

  • Страна: США
  • Экипаж: 636
  • Водоизмещение: 10288 т
  • Размерения: 106,9x21x7,3
  • Запас хода: 8300 км (4500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 450—102 мм (18—4″) пояс, 432 мм башни и барбеты 330-мм орудий, 203—152 мм башни 203-мм орудий, 70 мм палуба
  • Вооружение: четыре 330-мм (13″), восемь 203-мм (8″) и четыре 152-мм (6″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 9000 л.с.
  • Скорость: 15 узлов

«Пенсильвания»

Вступившая в строй в 1916 году, «Пенсильвания», как и однотипная «Аризона», могла похвастаться основным вооружением из двенадцати 356-мм (14м) орудий, размещенных по три ствола в четырех башнях. Впоследствии трехорудийные башни станут характерной чертой американских линейных кораблей и крейсеров. В межвоенный период «Пенсильвания» была модернизирована — на ней установили зенитное вооружение, две катапульты для гидросамолетов, две трехопорные мачты и усилили противоторпедную защиту дополнительными переборками и булями. Сама «Пенсильвания» пережила Вторую Мировую войну, а «Аризона» была уничтожена в Перл-Харборе в 1941 году. «Пенсильвания», находившаяся тогда в сухом доке Перл-Харбора, тоже получила повреждения от авиабомб. После ремонта и реконструкции линкор участвовал в боях за Атгу, острова Гильберта, Кваджалейн, Энивегок, Сайпан, Палау, сражался в заливе Лейте, проливе Суригао и в заливе Лингаен. 12 августа 1945 года у Окинавы корабль был серьезно поврежден сброшенной с самолета торпедой. После войны боевой путь линкора завершился, и в качестве корабля-мишени он дважды испытал на себе действие ядерного оружия.

  • Страна: США
  • Экипаж: 915
  • Водоизмещение: 31400 т
  • Размерения: 185,4×29,6×8,8
  • Запас хода: 14400 км (8000 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 356—203 мм (14—8″) пояс, 457-мм (18″) башни, 152—114 мм палубы
  • Вооружение: двенадцать 356-мм (14″) и двадцать два 127-мм (5″) орудия
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 31500 л.с.
  • Скорость: 21 узел

«Роанок»

Первый американский многобашенный монитор «Роанок» оказался единственным из их числа, которому довелось участвовать в Гражданской войне. Заложен он был в 1853 году как деревянный 40-пушечный паровой фрегат. 9 марта 1862 произошел эпохальный бой у на Хэмптонском рейде между кораблем Союза «Монитор» и броненосцем Конфедерации «Вирджиния». Бой оказался безрезультатным, но показал, что пришло время башенных броненосцев. В мае 1862 года у «Роанока» срезали верхнюю часть корпуса почти до ватерлинии, а борт обшили железными плитами. В январе 1865 года на нем установили три башни, хотя оказалось, что корпус слишком слаб и с трудом выдерживал их вес. Когда в 1865 году война закончилась, монитор был выведен из боевого состава и в 1883 году продан.

  • Страна: США
  • Экипаж: 350
  • Водоизмещение: 4400 т
  • Размерения: 80,7x16x7,4
  • Запас хода: неизвестен
  • Бронирование: 114 мм (4,5″) борта и 279-мм (11 “) башни
  • Вооружение: два 381 -мм (15″), два 279-мм 11″‘) и два 150-фунтовых оруд
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина прямого действия
  • Скорость: 6 узлов

«Техас» II

Корабль «Техас» был заказан в 1886 году, заложен в 1889 году и завершен в 1895-м г. Он строился в Бруклине, но проектировался в Великобритании и задумывался как мореходный корабль. Однако после первых же испытаний выяснилось, что корпус нуждается в усилении. В 1904 году на корабле была удлинена труба и усилено бронирование башенных механизмов. «Техас» принимал участие в битве в заливе Сантьяго во время испаноамериканской войны. В этом сражении, состоявшемся 3 июля 1898 года, испанские крейсера практически не имели шансов противостоять американским кораблям, среди которых был эскадренный броненосец «Айова», вооруженный четырьмя 305-мм и восемью 203-мм орудиями. Однако этот бой показал необходимость дальнейшего развития морской артиллерии: победившие в нем американцы выпустили 9500 снарядов, добившись при этом лишь 123 попаданий — таким образом, процент попаданий составлял 1,2%. В 1911 году «Техас» был переименован в «Сан-Маркос», а в 1912 году был потоплен как корабль-мишень.

  • Страна: США
  • Экипаж: 508
  • Водоизмещение: 6315 т
  • Размерения: 92×19,5×6,9
  • Запас хода: 5370 км (2900 миль) при 16 узлах
  • Бронирование: 305—152-мм (12—6″) пояс, 305-мм (12″) башни и редут, 51 мм палуба (в оконечностях карапасная, 76 мм)
  • Вооружение: два 305-мм (12″) и шесть 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного
  • Скорость: 17 узлов

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г